GIORGINO
Милен Фармер : Я всегда говорила себе :
не создавая кино, я умру
-Говорят что в начале своей карьеры Вы хотели стать актрисой и
что петь Вы стали чуть ли не случайно. Вы не припоминаете, когда у Вас
появилось это желание?;
Милен : -К шестнадцати годам, когда я решила,
что верховая езда (я часто ей занималась) -это не профессия для меня, я
устремилась в театр. Раньше я подумывала об этом, но реально никогда себе
его не представляла. Однако с некоторого времени я была уверена, что захочу
покинуть театр, захочу сделать нечто , чего другим не удавалось.
-Когда Вы были ребёнком, играли ли Вы в своих мыслях какие - либо роли?
Милен : -Я очень смутно помню своё детство,
я не пробовала сыграть какую - нибудь роль, создать таинственность... Это
правда, что у меня не было каких - либо воспоминаний, что я себя почти
не помню.
-Вы спрашивали себя об этом?
Милен : -Не совсем. Я просто знаю , что
моё детство не было столь несчастливым и не было такого события, которое
бы сделало меня полностью заторможенной, заставило бы меня всё перечеркнуть.
Возможно, именно поэтому ребёнок представляется мне абсолютно бескорыстным.
-Когда Вы оставили верховую езду, откуда у Вас появилось желание стать
комедийной актрисой - из фильмов? Глядя на актёров и актрис?
Милен : -Я не знаю, это достаточно неясно.
Если не говорить о призвании, у меня было некое очевидное для меня чувство
- даже если оно и не хочет признаться, что было для меня очевидным! (смеётся).
Я просто знала, что именно этим я должна заниматься и никогда не спрашивала
себя , почему. Возможно, это было лишь стремление отвлечься и желание творить.
Я всегда ощущала, что это было для меня жизненно необходимо. До такой степени,
что я говорила себе : "не создавая кино, я умру". Разумеется, это были
лишь слова и, вероятно, они были немного преувеличены. Я никогда не хотела
заявлять, что получу пулю в голову, можно ведь умереть и другим способом.
Можно угаснуть, тем самым повергнув всех в траур...
-Как Вы объясните эту жизненную необходимость?
Милен : -Необходимостью взора другого человека.
Полностью. Однозначно, да.
-Эти необходимости - песни и сцена - они не были удовлетворены?
Милен : -Сцена, да. Почта, которую я получаю,
очевидно, тоже. Дело в том, что когда кто - нибудь покупает ваши диски,
это уже доказательство всеобщей любви. Но это не мешает.
-Б.Дэвис говорил, что многие актёры стали актёрами , потому что презирали
самих себя...
Милен : (взрыв смеха) -Я полностью присоединяюсь
к этой точке зрения. Ненавидеть самого себя и в то же время хотеть находиться
всё время на виду... Это парадоксальная, но столь верная двойственность.
-Раз уж Вы заговорили о двойственности, то нужно сказать, что есть нечто
достаточно смутное в картинах, которые Вы представляете в своих клипах
: больше показываете, демонстрируете себя...
Милен : -Вероятно, это моя глубокая сущность...
И если у вас есть такое ощущение, то это лишь потому, что некоторые вещи
не получаются.
-У Вас также всегда присутствуют эти противоречия : наполовину девушка
- наполовину мальчик ; наполовину жертва - наполовину палач...
Милен : Это - часть меня. Если бы я не боялась
захлопнуть открытые двери, я бы сказала Вам, что есть много граней этого
искусства и много персонажей. Кто - то может посчитать это шизофренией,
но для меня это почти жизненно, почти приятно.
-Вернёмся к Вашему желанию быть актрисой. Вы ходили на курсы комедийных
актёров, какие знания Вы там получили?
Милен : -Я часто оставалась на занятиях.
Там я встретилась с учителем, которого очень любила, и это всё... Что касается
игры и всего остального, я не думаю, что там я получила какие - то важные
знания. Не потому, что я не хотела учиться, просто я всегда понимала, что
нужно дождаться подходящего момента, чтобы отдать то, что у меня имелось.
Вероятно, это не был лишь момент. Я любила смотреть , как работают другие,
это был мир, который я обожала, но, например, я никогда не хотела подниматься
на сцену. Я всегда была слишком взволнована и очень боялась, что не смогу
выйти на неё. Позже я заметила - выходя на сцену, чтобы петь - что это
была борьба, которая могла закончиться чем - то очень счастливым... Это
может казаться обычным - выходить на сцену - но для меня это нечто очень
яркое. К счастью, эта радость для меня столь сильна.
-Вы помните себя на первом концерте ?
Милен : -Да. Это было в Сент - Этьене. Мне
на ум приходит одна картина, для того, чтобы подробно объяснить всё, что
я чувствовала. Хорошо, что она не воплотилась в реальность, но я всё ещё
боюсь этого : мне казалось, что я извергну все мои внутренности... И огромное
счастье... Сцена - это нечто, что вас сильно заводит. Вся разница с кино
- это то, что на сцене я говорю : "вы нужны мне", а в кино я жду, когда
постановщик скажет: "Вы нужны мне". Конечно, я чувствовала это и с Лораном,
но это - разные вещи, ибо мы знали, как нужно работать вместе и умели делать
это. Я думаю, это нужно отметиь особо.
-Почему Вы бросили курсы комедийных актёров ?
Милен : -Это был всего лишь перелом в моей
жизни... Некоторые вещи невозможно объяснить. Бывает, что люди бросают
всё и однажды утром говорят себе : "стоп, я закончила учиться". Именно
так было и у меня. Должно быть, тогда мне было лет 18-19.
-А затем, чем Вы занимались ?
Милен : -Затем была "чёрная дыра". Бесполезно
говорить себе : "я хочу быть актрисой, я хочу играть в театре, сниматься
в кино...". Если некому вас услышать, вы недалеко продвинетесь. Весь этот
период был заполнен повседневной работой. Я продавала кроссовки, я делала
манекены, я даже была помощницей гинеколога...(смеётся). Я презираю то
время. Также , как я презираю и свой юношеский возраст (хотя, несмотря
на это, у меня осталось несколько школьных сувениров).
-Это удивительно, потому что Ваши песни и клипы пропитаны духом вечной
юности...
Милен : -Возможно это потому, что я всё
ещё ищу эту "вечную юность". -В течении периода "чёрной дыры", сомневались
ли Вы в себе и в своих артистических способностях
?
Милен : -Я сомневаюсь всегда ! Но я думаю,
было нечто во мне, что постоянно держало меня в равновесии. Можно ненавидеть
себя, не доверять себе, но, в то же время, обладать силой, решимостью,
энергией, которых нет у других. Я думаю, что это во мне есть... Я даже
уверена в этом, иначе я не стала бы такой. Даже если я уверена, что придётся
терпеть гораздо большие лишения, во мне всегда присутствует желание двигаться
дальше, выше, быстрее и сильнее.
-Именно после "чёрной дыры" Вы встретили Лорана Бутонна и сразу же ворвались
на сцену. Как произошла эта встреча ?
Милен : -Нас представил друг другу один
наш общий знакомый [Jerome Dahan]. Они написали одну песню - "Мама ошибается".
Я должна была соответствовать личности, которую они искали.
-А как насчёт Вас , было ли у Вас чувство соответствия этой песне ?
Милен : Меня увлекла именно актёрская сторона.
Одна моя половина находила себя в песенном творчестве, а другая - именно
в игре. Позже всё следовало друг за другом. Но, если честно, я никогда
не представляла себе, что смогу сотворить что - либо в области песен. Это
было, так сказать, очень внезапно, и встреча с Лораном - это нечто очень,
очень важное.
-Что больше всего поразило Вас в Лоране, когда вы встретились ?
Милен : -Я думаю, его глаза ! (смеётся).
Одновременно и нежные, и немного сумасшедшие глаза ! Позже я узнала, что
имею дело с личностью, очень талантливой, но скрытной и которой не совсем
приятно самовыражаться.
-Вы действительно очень быстро почувствовали единение миров ? Дело в
том, что во всех ваших клипах присутствует связный, особенный эстетический
мир, отгороженный от внешних событий.
Невозможно понять, что из этого взято у Вас , а что - у Лорана.
Милен : -Миры воссоединились, это правда...Как
близнецы. Его способность реализовать это, вероятно, больше, чем у меня.
Я способствовала этому лишь написанием слов. И это меня очень быстро увлекло...
Начиная с первого альбома. Сначала слова писал Лоран, но позже я заметила,
что это очень необходимо мне самой. Таким образом, я определила свою роль
и, я думаю, что ему это принесло небольшое облегчение... (смеётся).
-Что касается клипов, как это проходило ?
Милен : -Клипы я оставляла делать Лорану.
Разумеется, я тоже учавствовала в работе,но в тот момент мне необходимо
было разделаться с текстами, и я оставляла Лорана работать, сама же не
вмешивалась... Также и он не вмешивается, когда я пишу. Каждый делает своё
дело. Чтобы лучше соединить потом всё воедино.
-Кино для Вас - источник вдохновения ? Я имею в виду такие песни, как
"Тристана", "Грета"...
Милен : -Было бы злоупотреблением сказать,
что это - источник вдохновения. Истинный источник вдохновения - это...
мой пупок ! Я способна говорить только о своём пупке. По крайней мере,
так было в начале, может быть, сейчас это уже не так. Нужно бы, чтобы я
пыталась говорить и о других...
-Часто ли Вы ходите в кино ?
Милен : -Я хожу туда всё чаще. Нужно сказать,
что у меня уже нет того страха, который я испытывала несколько лет назад,
боясь выйти на улицу, боясь пойти в кино, боясь быть увиденной. Я начинаю
избавляться от зтого... После фильма.
-Именно съёмка "Giorgino" избавила Вас от этого страха ?
Милен : -Не знаю, съёмка ли это, или что-то
другое, скорее, встречи с некоторыми людьми. И потом, не знаю точно, как
это сказать, но во время съёмок фильма я как будто избавилась от чего -
то, что было запрятано во мне уже очень давно.
-Кто Ваши любимые кинорежиссёры ?
Милен : -Я глубоко люблю Jane Campion, все
фильмы которой я посмотрела. Я очень люблю Бергмана... Его слова. Особенно
его молчание... Но я люблю также Давида Леана, Полянского, Анно, Сержио
Леоне...
-Ясно, что для Лорана Бутонна снимать клипы - это окольный способ создавать
фильм. Для Вас тоже ?
Милен : -Не совсеи всё - таки. В клипах
не существует голоса персонажа, только песня. На съёмках "Giorgino" у меня
возникало странное чувство, что я не всегда узнаю свой голос, так как он
был одновременно и моим голосом, и голосом персонажа.
-Думали ли Вы создать свой первый фильм с кем - либо другим, а не с
Лораном Бутонна ?
Милен : -У меня не было такого желания,
но создание "Giorgino" заняло столько времени, что это чуть было не произошло.
У меня были некоторые предложения, хочется верить, что они не были стоящими
(смеётся).
-И какие же Вы отвергли ?
Милен : -Я не могу Вам этого сказать. Скорее
чтобы не скомпрометировать эти фильмы или их режиссёров, чем меня... Одно
предложение меня по - настоящему соблазнило, но в это время у меня были
концерты.
-Не поступили ли Вы вероломно с Лораном Бутонна, поручив снять Ваш последний
клип Люку Бессону ?
Милен : -Он приглашал нас на съёмки "Атлантиса".
Это был хороший момент. Это человек, который может быть удивительно любезным...
Но мы так мало видимся... Если я и обратилась к Люку, то потому, что в
этот период я уже не могла ничего попросить у Лорана, который, возможно,
и сам не мог мне ничего дать, настолько он был поглощён желанием создать
"Giorgino".
-Что Вы испытали, прочитав сценарий "Giorgino" ?
Милен : -Мне понравился этот мир. И эта
мрачная и мучительная история... Название мне тоже понравилось : в этом
слове есть что - то детское и загадочное.
-Съёмки проходили в очень большом секрете. До сегодняшнего дня вы не
показали ни одного кадра.
Единственная вещь, которую Бутонна захотел нам сказать, это то, что
речь идёт о большой романтической любви. Что Вы можете сказать о своём
персонаже ?
Милен : -Это девушка, которой трудно расстаться
с детством. Большую часть времени она ведёт себя, как аутистка [от аутизм
- состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней
жизни и активным отстранением от внешнего мира]. Она немного потерянная,
и, в то же время, с очень светлым умом. Её можно сравнить с десятилетним
ребёнком, обладающим удивительной способностью ясновидения. Таких люди
не понимают, поэтому жестоки с ней...
-Как Вы работали ? Много ли Вы размышляли сами ? Много ли Вы говорили
об этом с Лораном Бутонна ?
Милен : -Нет, очень мало. Я его спросила,
каким он видит моего персонажа. Я его выслушала, и больше мы никогда не
возвращались к этому разговору. Я же, со своей стороны, хотела видеть людей
из психиатрической больницы. Чтобы послушать, посмотреть... Вообще меня
завораживают дети - аутисты. Тайной, которую они хранят, их неспособностью
общаться с внешним миром... Непонятно, объясняется ли это глубоким желанием
или отклонением в их природе. Я себя чувствую ближе к таким людям, чем...
У нас есть нечто общее для всех смертных... Они такие трогательные... Что
касается фильма, я не хотела ни крайностей, ни банальностей. Нужно обратить
внимание : это так легко - позволить спектаклю безумия, жестикуляции безумия
унести тебя. Я наблюдала, чтобы найти мелочи, которые, как я думаю, будут
совсем незаметны для других. Потом, тот, на мой взгляд факт, что вы носите
особенную одежду, помогает вам больше, чем всё остальное. Вдруг опрокидываешься
в мир, который перестал быть твоим. Это больше не есть привычная жизнь...
-Ваше очевидное стремление к костюмам, у
Вас всегда оно было ? Оно объединилось с желанием играть в комедиях ? Откуда
оно взялось ?
Милен : -Я не могу Вам ответить, я сама
не знаю, откуда оно появилось (смеётся). Я всегда, во всех ситуациях обожала
одежду, ткань, осязать её... И ещё я люблю переодеваться, изменять свою
внешность. Видимо, это объединилось с желанием стать кем - то другим...
У меня какая - то страсть к одежде. И ещё большая страсть к кроссовкам.
Но Вы - то спрашиваете, откуда это взялось...
-Когда Вы снова нашли себя на съёмках "Giorgino" , у Вас было ощущение,
что Вы не ошиблись в Вашем желании быть актрисой ?
Милен : -Безусловно. Это было кое - чем
очевидным. Но я ничего не требовала, у меня лишь было чувство, что это
желание стало неотъемлимой частью меня, всё это естественно. Съёмочная
площадка, камера - всё это было очевидным. Я не говорю, что я это обожаю,
но это очевидно.
-Как Вы принимали во внимание камеру ? Как зеркало ? Как врага ?
Милен : -Я могу сказать лишь, что касается
камеры Лорана, потому что с другими я не работала. Всё, что я знаю, это
то, что камера любит меня, что она здесь для того, чтобы сделать всё и
дать всё, что нужно для блага меня самой. Это не враг
-Фильм снимался на английском языке. Это что, ещё один вызов ?
Милен : -Этот язык я очень люблю и нахожу
его прекрасным, к тому же он совсем несложный. Это было дополнительным,
особенным чувством. Играть на языке, который для тебя не родной, странно
и приятно, потому что странно. Фильм снимался на английском ещё и потому,
что Лоран не нашёл подходящего актёра на одну из ролей во Франции и отправился
искать его за границу.
-Вы помните свои ощущения накануне первого дня съёмок "Giorgino" ?
Милен : -Конечно, я была встревожена ! (смеётся)
Я боялась играть. Поднимаясь на сцену, тебя одолевают различные чувства.
Один. Один во всём мире. Даже если где - то здесь рядом техники, даже если
делаешь это преднамеренно. В кино постоянно нужно сравнивать себя, сталкиваться
с пятью десятками личностей, которые вокруг вас. Это очень сложно - постоянно
отвлекаться от своих запретов, тревог, от себя самой. Но однажды дверь
открывается и времени думать нет, нужно идти туда. Сверх того, съёмка развернулась
в хорошо известных условиях. Во - первых, физических. Потому что Лоран
всегда заставлял меня много бегать ! (смеётся) В облегающих платьях, под
снегом, при температуре ниже 20 градусов, теряя дыхание ! Моя мужская сторона
здорово мне послужила... В любом случае, я хотела стать такой. Даже когда
я не двигалась. Пять месяцев я ежедневно поднималась в пять утра ! Я восхищалась
видом : головоломка собиралась постепенно, часть за частью. Видеть эти
существа, которые рождались в тот момент...
-Не мучали ли Вас кошмары, связанные со съёмкой ?
Милен : -Вы знаете, кошмары преследуют меня
постоянно... До такой степени, что я их уже полюбила (смеётся). До того,
что я их уже сама вызываю. Я люблю мечтать, но кошмары иногда подсказывают
куда более интересные вещи. Странно, но во время фильма кошмары были связаны
более с человеческими отношениями, чем с моей ролью. Они были достаточно
буйными. Пятьдесят человек, или даже больше, живущих вместе, плечом к плечу,
в течении пяти месяцев - это хорошо показывает человеческую душу... Заметно
много плутовства и лжи. Разумеется, это тоже часть нашей жизни, но действительно
ли столь необходимя ? Особенно в тот момент...
-Вы никогда не испытывали подобное ощущение, например, на съёмках ?
Милен : -В чём я уверена, так это в том,
что я себя всегда прекрасно зашищала. У меня очень мало контактов с окружающим
миром. Я создала свой независимый мир и я не вижу людей, которые его не
любят. И очень часто Вас вынуждают оценивать тех людей, с которыми Вы не
общаетесь. Это слишком сложно.
-Несмотря на близкие отношения, в которых вы состоите с Лораном Бутонна
?
Милен : -Нужно забыть все близкие отношения
с Лораном ! (смеётся) Потому что на съёмках он - совершенно другой человек.
Он изменился во всём. Для меня он был совершенно новым человеком. С его
стороны я чувствовала полное доверие - Лоран прекрасно знает всё, что он
хочет и всё, что он делает, он в этом абсолютно уверен, его глаз настроен
на камеру... С другой стороны, у нас не получилось диалога. Ему, безусловно,
необходимо было поставить эту пьесу на свой лад, без внешнего мира. Я уважаю
его желание. Во всяком случае сегодня, когда всё это закончилось. В конце
концов, потому что для него это было выяснение отношений с самим собой.
-Изменили ли съёмки ваши отношения ?
Милен : -Безусловно, ибо я открыпа для себя
другого человека. Не нужно спрашивать, к лучшему это или к худшему, мы
изменились, и всё. Это произошло достаточно резко, но я считаю, что это
нормально. Что меня поразило, это наблюдать его увлечённым кое - чем вроде
страсти, чисто его страсти, безусловно рассудительным, но всё же... Это
было похоже на воинственную машину. И я хотела иногда быть рядом - я, самое
хрупкое существо на Земле, рядом с машиной ! (смеётся) Не ошибитесь в этом
! Во всём, что я сказала, нет полного описания. Это всего лишь "установка".
Возможно, по - другому и быть не могло.
-Чего Вы ждёте от режиссёра - постановщика ?
Милен : -Что он попросит меня о невозможном.
О невозможной игре.
-Симон Синьоре говорила, что не актёр входит в роль персонажа, а персонаж
входит в его роль...
Милен : -Именно во время съёмок я спрашивала
себя : Милен питает Катрин или же Катрин питает Милен... Я всё ещё не знаю
точного ответа... Как раз во время съёмок я чувствовала, что до сумасшествия
так недалеко.
-Не было ли у Вас ощущения, что переходя из эстрады в кино, Вы совершаете
прыжок в пустоту ?
Милен : -Мне кажется, что я, больше, чем
другие, не имела права на ошибку... В этом у меня была сильная необходимость.
Был также страх оказаться не на своём месте. Это прекрасно - говорить :
"я хочу, я хочу", но теперь, когда всё уже позади...
-Почему Вы сказали : "Я больше, чем другие..."
Милен : -Для начала потому, что я очень
долго мечтала об этом, ждала этот момент. Что касается других, то потому,
что на моём жизненном пути встречались не всегда симпатичные люди и что
некоторые ещё ждут меня на повороте...
-А Вы боитесь этого ?
Милен : -Сейчас, когда мы об этом говорим,
да ! Именно для того, чтобы не думать об этом, я много работаю.
-В то же время чувствуется, что страх мог бы стать Вашим "двигателем"...
Милен : -Это мой осеовной двигатель ! Это
не разрушительный страх, это страх, который побуждает меня быть ещё выше,
ещё сильнее...
-В Ваших клипах есть нечто вроде восхищения трагичностью, как бы иллюстрация
к словам Эдгара По : "Красота - это то же, что и смерть". Кстати, одна
из Ваших песен называется "Алан" - также, как и второе имя Эдгара По...
Милен : -Этого писателя я очень часто себе
представляю. Также я очень люблю Жюльена Грээна, Генри Джеймса... Их атмосфера
немного необычная, беспорядок жанров и чувств... Здесь я нахожу себя. В
разрушительном пейзаже я вижу красоту мира. В то время как некто другой
заявляет, что видит то же самое в цветущем дереве. Лично я предпочитаю
обгоревшее дерево. Почему ? я не знаю... Вероятно потому, что это напоминает
мне мой внутренний мир. Это говорит мне о большем, это мне ближе...
-Вы никогда не делали анализы, не проходили обследование ?
Милен : -У меня никогда не было желания
копнуть поглубже и узнать причины моей тревоги. Но есть люди, которые хотят
это знать. С некоторыми из них я никогда не познакомлюсь, остальных я просто
не хочу знать.
-В Ваших текстах. Клипах есть также нечто, навевающее не ностальгию,
а некую меланхолию. Ваши героини ощущаются одновременно богатыми всем...
Милен : -...и ничего в себе не несущими.
Да, это так.
-В этом больше Вашего влияния, чем Лорана Бутонна ?
Милен : -Надо было спросить его самого.
Я всегда охотно говорила, что это исходит от меня, но он очень хорошо умеет
объяснить всё это... в отличие от меня. Даже если у кого - то было
абсолютно другое детство, они всё равно чувствуют окружающий мир, говорят
очень мало и коротко... Кое - кто на этом немножко помешан... (смеётся)
-Вы вкладываете свою страсть в бескрайнее снежное пространство ?
Милен : -Да, когда - то я мечтала лететь
в космос посреди снега (она родилась в Канаде). И эти картины меня глубоко
трогали. А затем это навевало грусть, меланхолию. Вещи, которые могут стать
восхитительными, иногда предпочитают сделаться плохими. В этом есть нечто
вроде наслаждения. Назовите это садомазохизмом, если хотите...
-Есть нечто очень впечатляющее в Вашем мире, в Вашей походке, это как
если бы некая жизненная боль стала жизненной яростью.
Милен : -Трудности в жизни есть у всех,
не так ли ? Это правда, что я "грызу" некий "камень", но не думайте, что
это полезная работа. Это неправильно - использовать свою жизненную боль,
например, в целях маркетинга...
-Вы не боялись, что Вас упрекнут в этом, в том, что Ваш мир слишком
связный ?
Милен : -Меня упрекали. Но я научилась бороться.
Я научилась не воспринимать это близко к сердцу - всегда найдутся слова,
чтобы сделать больно. Но если люди будут слишком восприимчивы к суждениям
других, случится катастрофа. Закончится тем, что многие погубят себя таким
образом. Да, меня и сейчас упрекают... Мне кажется, что женщине, даже в
наше время, очень трудно признаться, что она - разочаровавшееся существо.
Я думаю, что мужчинам это даётся легче.
-Вы не думаете, что Ваш успех и Ваша слава немного вылечили это душевную
боль, или же наоборот - усилили её ?
Милен : -Меня вылечили ? Совсем нет. Эта
боль не прогрессирует, она всегда скрыта и продолжается достаточно долго.
Я уверена, что до конца своих дней останусь такой же, какая я сейчас. Усиливает
ли это её 7 Я не знаю. Возможно, с какого - то момента пропасть стала глубже,
а вершина - выше.
-Самое интересное в приключении под названием "Giorgino" - это то, что
все чувствуют, что фильм родился в сотрудничестве двух очень сильных желаний
создавать кино - Вашего и Лорана Бутонна...
Милен : -Это правда. Как только мы встретились
- сразу же заговорили о кино. Впрочем, мы всегда о нём говорили.
-Так всё - таки, это был результат двух стремлений или же начало новой
авантюры ?
Милен : -Я убеждена, что это начало новой
авантюры...
|